Вторник, 23.04.2024, 23:38
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Web100kz.com - каталог сайтов
Главная » Статьи » Доклады

Новые подходы в преподавании и обучении
Разум, однажды расширивший свои границы,
никогда не вернётся в прежние.
А. Энштейн

Центр педагогического мастерства» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»- уникальный проект в системе повышения квалификации учителей, инновационным аспектом которого является, прежде всего, содержание образовательной программы, а также «уровневый» подход к обучению.
Благодаря прохождению курсов третьего уровня, я пересмотрела собственный подход в преподавании и осознала важность использования ключевых идей Программы. Уже при прохождении школьной практики я попыталась внедрить и апробировать применение семи модулей, одним их которых является модуль «Новые подходы в преподавании». «…Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.»
На курсах я узнала, что движущей силой «обучения обучению» является «метапознание». Другими словами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения.

В этом процессе преподаватель помогает обучающемуся:
- понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
- изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы;
- разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
- выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.
Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению. В связи с этим я сосредоточила все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью я создала образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию. На уроках ученики активно участвуют во всех аспектах учебного процесса: они формулируют свои собственные гипотезы и вопросы, ставят цели для себя, отслеживают полученные результаты. Также слежу за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляю им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Я создаю такие условия, при которых ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность. Я вовлекаю учащихся в работу и позволяла им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик.
В своей практике я развиваю у учащихся навыки саморегуляции, строю работу таким образом , чтобы учащиеся могли сами определить тему урока и ставить цель на урок. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения». Сделала вывод, что не все дети умеют ставить цель на урок . Проблема состоит в том, что дети испытывают трудности в изложении своих мыслей. Это свидетельствует о скудном словарном запасе у учащихся.
Саморегулированное обучение я наблюдала при нахождении собственных способов решения проблемы. Социальный аспект саморегулируемого обучения выражался в самостоятельной работе вместе и поочерёдно, дети участвовали в совместной работе с ровесниками при выполнении иллюстрации к произведению «Два товарища». Ребята обсудили сюжет будущей работы, затем распределили роли, уточнили, кто чем будет заниматься. В каких-то моментах группы работали вместе, где-то по очереди: передавали карандаш по кругу. Детей, которые бы не участвовали бы в работе групп, не наблюдала, ребята увлеченно работали, не теряя интерес к групповой работе, сравнивали свои работы с другими и оценивали результаты.
Считаю, что навыки саморегуляции у ребят развивались на всех этапах уроков, при выполнении каждого задания. Например, при работе в паре над составлением слов из слогов, одна пара ребят сразу составила все слова, потом записала слова в тетрадь, а кто-то составлял по одному слову и сразу записывал слово в тетрадь, т.е. дети сами выбирали стратегию выполнения задания; при групповой работе по составлению правила ЖИ-ШИ в стихотворной форме, при составлении сказки «Как ёжик ходил в гости», при изготовлении закладки с правилом ЧА-ЩА ребята тоже самостоятельно выбирали пути достижения цели.
Понимание обучения с точки зрения социоконструктивистской теории лежит в основе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». На моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик, при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Мерсер и Литлтон,2007).В процессе парной и групповой работы появился диалог «ученик-ученик». Дети поняли, что являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата, идеи проходили в двух направлениях и продвигали обучение ученика вперёд. (Александер,2004).
Как говорил великий ученный Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать новое это сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развивать собственные идеи».
В работах ученых: Мерсера, Бахтина, Вуда, Александера – рассматривается преподавание в форме диалога «учитель-ученик», «ученик-ученик». В диалоге срабатывают различные уровни саморегуляции: эмоциональный (уверен в действиях, регулирует свое поведение), когнитивный (уровень умственных способностей), социальный (вступает легко в отношения с окружающими, участвует в совместной работе, помогает другим), мотивационный (планирует самостоятельные действия).
Согласно исследованиям Джона Хэтти, 50 % знаний учащихся зависит от них самих, 30 % от преподавания. Значит, учитель, как рулевой, должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли.
Беседа является неотъемлемой частью обучения учащихся. Н. Мерсер различает три типа беседы: диспутивная, кумулятивная, исследовательская. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения.
Диалог даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания, поддерживает креативное мышление, углубляет мышление посредством разговора и размышлений, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.
Программа 7 модулей основана на ключевой идее - обучение через диалог. Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, я разделила содержание повести на 5 отрывков, несколько сократила их, но так, чтобы смысл остался ясен. Передо мной встала задача за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к книге, организовать взаимообучение в группах, научить выбирать главное в прочитанном, передавать знания другим. Пойти традиционным путём - это учителю совместно с читающими учениками прокомментировать содержание, обратив внимание на ключевые эпизоды. А как же другие? Так и не прочтут? И мне удалось найти выход, применив метод Жигсо критического мышления. После ознакомления с текстом предложено творческое задание – нарисовать рекламу книги. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.
Учебная деятельность в школе всегда носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определёнными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. Навыки бесконфликтного поведения ребёнок может получить только в ходе активного общения. Проведя диагностику, я выявила, что у моих детей плохо развиты коммуникативные навыки. В связи с этим я выбрала тему исследования «Влияние групповой работы на развитие коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста».
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог. Для решения проблем, связанных со сплочением группы, на подготовительном этапе к урокам я использовала игры, элементы психологического тренинга:
«Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.
«Чувство по рукам»
«Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
«Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
«Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
«Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
Кроме вышеперечисленных игр существует множество других, которые, хотя и не входят в число употребляемых в групповом процессе, но могут с успехом использоваться. Во-первых, это любые настольные игры. На переменах мои дети играют в шашки, игры с фишками. Кроме того, можно использовать любые соревновательные игры на победителя. Всё это способствовало взаимопониманию между членами группы, умению разрешать конфликты и вести диалог.
В серии последовательных уроков я очень часто использовала групповые формы работы. Дети выполняли в группах различные виды заданий: обсуждение (обмен идеями) – ребята совместно составляли толкование слову «товарищ»; задание, направленное на решение проблемной ситуации – «Найди лишнее слово», «Бумажный кластер»; практическое задание – составление иллюстрации к рассказу, составление сказки по серии картинок.
Выполняя творческое задание «Составь сказку», дети учились составлять связный текст по иллюстрации, используя опорные слова, работать в группе, оценивать работу группы на основе составленных критериев. Критерии оценивания сказки мы составляли вместе с детьми. После выступления спикера, который зачитывал сказку классу, используя прием формативного оценивания «Сигналы рукой» указали на соответствие или несоответствие сказки критериям.
Групповая работа использовалась для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Использование групповой работы вызвало интерес учащихся к предмету, повысился уровень знаний учащихся, ребята научились критически мыслить, научились самооцениванию и взаимооцениванию, расширился круг знаний учащихся. Дети научились работать вместе, дружно, также было привлечено внимание к работе слабых детей, а сильные дети смогли проявить творчество и фантазию.
Анализируя уроки, я увидела преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.), формируется мотивация учения и обучения. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение, меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я обнаружила следующее: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 62 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Основой данного метода является креативность. Креати́вность (созидательный, творческий) — творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно идее американского психолога Абрахама Маслоу, кретивность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Обучение и преподавание в школе, согласно программе семи модулей, немыслимо без использования информационно-коммуникативных технологий.
Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог К.Д.Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер. Поэтому использование ИКТ в работе учителя – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая нынешним уровнем развития образования. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. «дитя мыслит образами, звуками, красками» следуя этому тезису Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому изготавливать наглядный материал к урокам. И зачастую перед учителем возникали проблемы: где найти нужный материал? Использование ИКТ позволяет сделать урок интересным, слайды, анимации. ИКТ – это мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.
Каковы же + ИКТ:
1 обеспечить положительную мотивацию обучения;
2 проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
3 обеспечить высокую степень дифференциации;
4 повысить объем выполняемой на уроке работы в 2 раза;
5 усовершенствовать контроль знаний;
6 рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
В дальнейшей своей практике я продолжу использование групповой формы работы, развитие саморегуляции и метопознания у учащихся на уроках, так как теперь я понимаю важность внедрения новых подходов в преподавание и обучение. Внедрение 7 модулей.
Категория: Доклады | Добавил: Кымбат (01.04.2015) | Автор: Лукпанова Кымбат Изимгалиевна E
Просмотров: 4388 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Dxqriy  
0
atorvastatin 10mg usa <a href="https://lipiws.top/">lipitor 80mg uk</a> oral atorvastatin

1 SergVor  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/chto-soboy-predstavlyayut-bystrovozvodimye-zdaniya/>современные промышленные быстровозводимые здания</a>

Имя *:
Email *:
Код *: