Среда, 24.04.2024, 00:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Web100kz.com - каталог сайтов
Главная » Статьи » Русский язык и литература

Дети в романе "Преступление и наказание"
Уразалиева Неля Ибрагимовна
учитель русского языка и
литературы
Чаганской ОСОШ
Теректинского района
ЗКО
Русская литература 10 класс

Тема: Дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Цель: показать изображение детей на страницах романа; через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории;
через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей- свое будущее; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать речь учащихся.
Оборудование: текст романа «Преступление и наказание»; репродукции картин В. Перова «Тройка»; В. Маковского «Свидание»; Н. Богданова «У дверей школы»; Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси»; сборник стихов Некрасова
Словарная работа: уточняются значения слов: «гуманизм», «мораль», «актуальность»

Ход урока:
I. Оргмомент


II 1) Запись: Семнадцатое марта
Классная работа
Дети в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2) Цели и задачи урока:
- проследить, как автор изображает детей на страницах романа;
- через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление
- уверенности в правильности своей теории;
- через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде
детей – своё будущее;
- воспитывать чуткость и сострадание к чужой беде.
3)Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания.

4)Экскурсия в картинную галерею.
Судьба детей всегда была актуальна. О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле писали и современники Достоевского- художники Перов, Кустодиев, Богданов, Маковский.
Краткий экскурс по картинам этих художников проведет Максотова А.
( ученица рассказывает об истории создания картин, о персонажах картин, о судьбах обездоленных детей в царской России)
Вывод: художники осуждали строй, который делал детей бесправными, беззащитными.

5)Поэты о судьбах обездоленных детей.
Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература. Послушаем стихотворение Некрасова «Плач детей» (читает Аида Султангалиева)
Вывод: детский труд подвергался эксплуатации на фабриках и в России, поэтому стихотворение было актуально.

6) а)Словарная работа:
Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи.
Словарная работа: гуманизм, гуманист

б) Беседа по тексту:
В: Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми?
(зачитывается отрывок – учебник стр.211, текст стр.23)
В: Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей?
Вывод: На Раскольникова эта встреча с детьми Мармеладовыми сильно подействовала. Что болезненное и страшное мы ощущаем в позах и внешности детей. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги.
В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти»
В: Прочитаем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно
волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит?
(учебник с.222 – А с ними- то что будет? )
Вывод: За все несправедливости в жизни в первую очередь страдают дети, как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы проявляется преступность общества. Эта судьба многих детей в тогдашней России. Их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова.
В: Встреча Раскольникова с детьми Мармеладова, история Сони очень болезненно повлияла на героя. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга.
(прочитаем отрывок об обманутой и опозоренной девочке на бульваре, за которой охотился жирный франт) текст стр.40-41.
Вывод: этот случай – судьба многих детей России той поры. Сострадания к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложится на душу Раскольникова и снова подталкивает- «преступить».
В: Как вы понимаете значение фамилии Раскольников?

7) а) Детские образы Достоевского.
Детский образ- один из идеалов автора. В романе чувствуется авторская позиция- писатель с жалостью, с нежностью изображает несчастных маленьких героев. Кроме того, Соню Мармеладову и Лизавету сравнивает с детьми. Соня всё время робеет, как ребенок, на её лице появляется «детский испуг», как у испуганных детей. Такой же взгляд был у Лизаветы перед смертью. Если Достоевский наделяет своих любимых героев какими-то детскими чертами, эта детскость означает святую душу и чистоту. Почему же страдают дети в романе? Их страдания- жертва, которую необходимо принести этому миру.
Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества укрепляет в нем уверенность его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести- во имя искоренения этого зла.

ІІІ Ассоциация «Дети в романе Достоевского»

бедные униженные


без светлого
будущего бесправные



лишенные беззащитные
детства

В: Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему?
В: Актуален ли роман в наши дни? Как сегодня живется детям в нашей стране?
(Актуален. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих»
развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально).

ІҮ. Выводы урока
Ү.Итоги
ҮІ.Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Актуальность романа «Преступление и наказание» в наши дни».




Приложение к уроку
В.Перов «Тройка»


В.Маковский «Свидание»


Н.Богданов «У дверей школы»


Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Данинуша (20.03.2014) | Автор: Уразалиева Неля Ибрагимовна E
Просмотров: 1945 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Yrxjre  
0
buy lipitor cheap <a href="https://lipiws.top/">atorvastatin 10mg over the counter</a> order atorvastatin generic

1 Terrynus  
0
Как помыть машину?

Имя *:
Email *:
Код *: