Меню сайта
Категории раздела
Казахский язык и литература [2] |
Русский язык и литература [3] |
Физика и математика [0] |
Начальная школа [0] |
Химия и биология [1] |
Иностранные языки [0] |
История и география [1] |
НВП и физкультура [0] |
Информатика [1] |
Музыка и пение [0] |
ИЗО и черчение [0] |
Технология труда и экономика [4] |
Педагогика и психология [1] |
Самопознание [0] |
Внеклассная работа и воспитательный час [0] |
Основы права [0] |
Авторские программы [0] |
Доклады [1] |
Нормативная база [0] |
Работы учеников [0] |
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Русский язык и литература |
Дети в романе "Преступление и наказание"
Уразалиева Неля Ибрагимовна учитель русского языка и литературы Чаганской ОСОШ Теректинского района ЗКО Русская литература 10 класс Тема: Дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Цель: показать изображение детей на страницах романа; через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории; через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей- свое будущее; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать речь учащихся. Оборудование: текст романа «Преступление и наказание»; репродукции картин В. Перова «Тройка»; В. Маковского «Свидание»; Н. Богданова «У дверей школы»; Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси»; сборник стихов Некрасова Словарная работа: уточняются значения слов: «гуманизм», «мораль», «актуальность» Ход урока: I. Оргмомент II 1) Запись: Семнадцатое марта Классная работа Дети в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 2) Цели и задачи урока: - проследить, как автор изображает детей на страницах романа; - через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление - уверенности в правильности своей теории; - через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей – своё будущее; - воспитывать чуткость и сострадание к чужой беде. 3)Вступительное слово учителя На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания. 4)Экскурсия в картинную галерею. Судьба детей всегда была актуальна. О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле писали и современники Достоевского- художники Перов, Кустодиев, Богданов, Маковский. Краткий экскурс по картинам этих художников проведет Максотова А. ( ученица рассказывает об истории создания картин, о персонажах картин, о судьбах обездоленных детей в царской России) Вывод: художники осуждали строй, который делал детей бесправными, беззащитными. 5)Поэты о судьбах обездоленных детей. Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература. Послушаем стихотворение Некрасова «Плач детей» (читает Аида Султангалиева) Вывод: детский труд подвергался эксплуатации на фабриках и в России, поэтому стихотворение было актуально. 6) а)Словарная работа: Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи. Словарная работа: гуманизм, гуманист б) Беседа по тексту: В: Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми? (зачитывается отрывок – учебник стр.211, текст стр.23) В: Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей? Вывод: На Раскольникова эта встреча с детьми Мармеладовыми сильно подействовала. Что болезненное и страшное мы ощущаем в позах и внешности детей. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги. В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти» В: Прочитаем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит? (учебник с.222 – А с ними- то что будет? ) Вывод: За все несправедливости в жизни в первую очередь страдают дети, как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы проявляется преступность общества. Эта судьба многих детей в тогдашней России. Их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова. В: Встреча Раскольникова с детьми Мармеладова, история Сони очень болезненно повлияла на героя. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга. (прочитаем отрывок об обманутой и опозоренной девочке на бульваре, за которой охотился жирный франт) текст стр.40-41. Вывод: этот случай – судьба многих детей России той поры. Сострадания к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложится на душу Раскольникова и снова подталкивает- «преступить». В: Как вы понимаете значение фамилии Раскольников? 7) а) Детские образы Достоевского. Детский образ- один из идеалов автора. В романе чувствуется авторская позиция- писатель с жалостью, с нежностью изображает несчастных маленьких героев. Кроме того, Соню Мармеладову и Лизавету сравнивает с детьми. Соня всё время робеет, как ребенок, на её лице появляется «детский испуг», как у испуганных детей. Такой же взгляд был у Лизаветы перед смертью. Если Достоевский наделяет своих любимых героев какими-то детскими чертами, эта детскость означает святую душу и чистоту. Почему же страдают дети в романе? Их страдания- жертва, которую необходимо принести этому миру. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества укрепляет в нем уверенность его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести- во имя искоренения этого зла. ІІІ Ассоциация «Дети в романе Достоевского» бедные униженные без светлого будущего бесправные лишенные беззащитные детства В: Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему? В: Актуален ли роман в наши дни? Как сегодня живется детям в нашей стране? (Актуален. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих» развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально). ІҮ. Выводы урока Ү.Итоги ҮІ.Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Актуальность романа «Преступление и наказание» в наши дни». Приложение к уроку В.Перов «Тройка» В.Маковский «Свидание» Н.Богданов «У дверей школы» Б. Кустодиев «Школа в Московской Руси» | |
Просмотров: 2012 | Комментарии: 6 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |